«Жесткая» позиция Верховного суда по вопросу обоснованности маркетинговых (рекламных) услуг

В Постановлении от 24 апреля 2018 года по делу № 821/1344/17 (текст Постановления — здесь) суд выдвинул достаточно жесткие требования плательщикам по доказательственной базе по данному вопросу.

Аргументы Верховного суда, с которыми придется считаться нам всем:

  • право плательщика на формирование расходов возникает лишь в случае РЕАЛЬНОГО (ФАКТИЧЕСКОГО) осуществления хозяйственной операции, если операция ФАКТИЧЕСКИ не произошла – документы не соответствуют действительности.
  • маркетинговые услуги, помимо актов приема-передачи услуг, должны подтверждаться:
    1. отчетами о предоставленных услугах и проведенных маркетинговых исследованиях (с аналитикой и рекомендациями Заказчику),
    2. бухгалтерскими и статистическими документами, подтверждающими УВЕЛИЧЕНИЕ ассортимента товаров, объемов продаж, РАЗМЕРА ДОХОДА плательщика,
    3. первичными документами, подтверждающими непосредственную связь таких расходов с хозяйственной деятельностью плательщика.

Выводы

Все мы в большей или меньшей степени понимаем, что услуги — «вещь» потребляемая.

Как можно доказать суду РЕАЛЬНОСТЬ услуг?

Реальность операции по покупке товаров доказывается документами, подтверждающими или их дальнейшую продажу или их хранение на складе на остатках или их использование в процессе выполнения работ.

Результат выполненных работ тоже можно «пощупать»

Как можно доказать суду РЕАЛЬНОСТЬ услуг? Исходя из логики, изложенной по тексту Постановления Верховного суда, прежде чем оказывать, потреблять услугу необходимо пригласить налогового инспектора и судью, заодно, для того, чтобы они все это «увидели собственными глазами» и подтвердили.

Фотоотчет может быть принят, а может быть не принят. Докажите, где и когда Вы делали эти фотографии.

В изложенном случае у плательщика были оформлены все отчеты, но они не были приняты судом как надлежащие доказательства.

Также «странно» выглядит и позиция суда об обязательном увеличении объема продаж и дохода плательщика, после оказания маркетинговых услуг.

Фотоотчет может быть принят, а может быть и не принят

Реклама, как и предпринимательская деятельность, может быть удачной, а может быть неудачной, поскольку она осуществляется на свой собственный риск.

Иногда реклама дает положительный эффект, а иногда не дает. Но расходы от этого не перестают быть расходами.

Однако логика фискальной службы, подтвержденная судебными инстанциями, сводится к тому, что отражать в учете маркетинговые операции можно лишь тогда, когда они привели к увеличению Вашего дохода.

При этом суд по данному делу исследовал документы по презентациям и промо-акциям, которые заказывал производитель вина и которые проводились через ритейл-сети. Доказательственная база у Истца была аргументированная и обоснованная. Однако даже в этом случае суд стал на сторону фискальной службы.

Логика ДФС: «Только удачные маркетинговые операции можно рассматривать как расходы»

Что делать производителям среднего уровня, которые периодически заказывают изготовление и раздачу буклетов, вывески и пр. — предоставить достаточно сложно.

Наши предложения

Исходя из такой судебной практики, для того чтобы ДОКАЗАТЬ ваше право на отражение в учете расходы на продвижение товаров, которые Вы производите, необходимо иметь:

  • стандартный пакет первичных документов (Договор, счет, акт сдачи-приемки оказанных услуг, платежное поручение),
  • отчет о предоставленных услугах, о проведенных маркетинговых исследованиях, в котором должны быть изложены результаты предоставленных услуг и исследований, с фотоотчетом,
  • рекомендации Заказчику, по результатам проведенных исследований, с аналитикой, с исследованием показателей рынка, с выводами и заключениями,
  • бухгалтерские и статистические документы, которые подтверждают увеличение ассортимента товаров, объема продаж, размера дохода у Заказчика, после оказания маркетинговых услуг (если Вам повезло, и обороты действительно увеличились).
  • документы, доказывающие прямую, непосредственную связь маркетинговых услуг с хозяйственной деятельностью Заказчика — утвержденные концепции и программы по развитию и продвижению бизнес-проектов плательщика и т.п.

Возможно, Вам понравится

Написать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *